Образовательная программа дошкольного образования
Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения
детского сада № 28 комбинированного вида Красносельского района
Санкт-Петербурга (далее Программа) разработана и утверждена
организацией в соответствии с федеральным государственным
образовательным стандартом дошкольного образования с учетом
Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного
образования, одобренной решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. №2/15 .
Программа разработана в соответствии с нормативными правовыми актами:
− Федеральным законом 24 июля 1998 г. №124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», ст. 9.,
определяющим меры по защите прав ребенка при осуществлении
деятельности в области его образования и воспитания;
− Федеральным Законом от 29 декабря 2012 г. №273 - ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации»;
− Уставом Государственного бюджетного дошкольного
образовательного учреждения детского сада № 28 комбинированного
вида Красносельского района Санкт-Петербурга;
− Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от 30.08.2013 №1014 «Порядок организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам – образовательным программам дошкольного
образования»;
− Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного
образования»;
− Санитарными правилами СанПин 2.4.3648-20 от 28.09.2020
«Санитарно-эпидемиологические требования к организации
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
− Санитарными правилами и нормами СанПин 1.2.3685-21 от 28.01.2021
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности
и(или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
− Санитарно-эпидемиологическими правилами и
нормамиСанПин2.3/2.4.3590-20 от 27.10.2020 «Санитарноэпидемиологические требования к организации общественного
питания населения»,
и другими нормативными актами, регламентирующими деятельность
организации.
Программа определяет содержание и организацию образовательного
процесса для детей дошкольного возраста от 1 года 6 мес. до 7 лет
и обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста
в различных видах общении и деятельности с учетом их возрастных,
индивидуальных психологических и физиологических особенностях
Образовательная программа может корректироваться в связи
с изменениями:
− нормативно-правовой базы дошкольного образования,
− образовательного запроса родителей,
− видовой структуры групп и др.
Срок реализации Программы 6 лет
Программа определяет цель, задачи, планируемые результаты,
содержание и организацию образовательного процесса на этапе раннего
развития и дошкольного образования, сформирована как программа
психолого-педагогической поддержки позитивной социализации
и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста
и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования
(объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров
дошкольного образования).Программа направлена на создание условий
развития ребёнка, открывающих возможности для его позитивной
социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих
способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками
и соответствующими возрасту видами деятельности (игры, познавательной
и исследовательской деятельности, в форме творческой активности,
обеспечивающей художественно – эстетическое развитие ребёнка);
на создание развивающей образовательной среды, которая представляет
собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации
и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает
следующие направления развития и образования детей (образовательные
области): социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие,
речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое
развитие.
В Программе три основных раздела: целевой, содержательный
и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть
и часть, формируемая участниками образовательных отношений. Объём
обязательной части Программы не менее 60% от её общего объёма; части,
формируемой участниками образовательных отношений, не более 40%.
Целевой раздел включает в себя пояснительную записку
и планируемые результаты.
Пояснительная записка раскрывает:
− цели и задачи реализации Программы;
− принципы и подходы к формированию Программы;
− характеристики, значимые для разработки и реализации Программы, в том
числе характеристики особенностей развития детей раннего возраста.
Планируемые результаты освоения Программы конкретизируют
требования Стандарта к целевым ориентирам в обязательной части и части,
формируемой участниками образовательных отношений, с учетом
возрастных возможностей и индивидуальных различий (индивидуальных
траекторий развития) детей, а также особенностей развития детей.
Результаты освоения образовательной программы представлены в виде
целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой
социально- нормативные возрастные характеристики возможных достижений
ребёнка на этапе раннего развития:
- ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует
с ними, эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими
предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата
своих действий;
- использует специфические, культурно фиксированные предметные
действия и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками
самообслуживания, стремится проявлять самостоятельность в бытовом
и игровом поведении;
- владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться
с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых, знает названия
окружающих предметов и игрушек;
- стремится к общению со взрослыми и активно подражает им
в движениях и действиях, появляются игры, в которых ребенок
воспроизводит действия взрослого;
- проявляет интерес к сверстникам, наблюдает за их действиями
и подражает им;
- проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматривает
картинки, стремится двигаться под музыку, эмоционально откликается
на различные произведения культуры и искусства;
- у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать
различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.)
Целевые ориентиры образования на этапе завершения дошкольного
образования
- овладевает основными культурными способами деятельности,
проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности:
игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности,
конструировании и др., способен выбирать себе род занятий, участников
по совместной деятельности;
- обладает установкой положительного отношения к миру, к разным
видам труда, к другим людям и самому себе, обладает чувством
собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками
и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться,
учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам
и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том
числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
- обладает развитым воображением, которое реализует в разных
видах деятельности, прежде всего в игре, ребенок владеет разными
формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет
подчиняться разным правилам и социальным нормам;
- достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои
мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей,
чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации
общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются
предпосылки грамотности;
- развита крупная и мелкая моторика; ребенок подвижен, вынослив,
владеет основными движениями, может контролировать свои движения
и управлять ими;
- ребенок способен к волевым усилиям, может следовать
социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности,
во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать
правила безопасного поведения и личной гигиены;
- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым
и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается
самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам
людей; склонен наблюдать, экспериментировать;
- обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном
мире, в котором живет; знаком с произведениями детской литературы;
- обладает элементарными представлениями из области живой
природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен
к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения
в различных видах деятельности
Содержательный раздел представляет общее содержание Программы,
обеспечивающее полноценное развитие личности детей.
Программа состоит из обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений (вариативная часть). Обязательная
часть Программы отражает комплексность подхода, обеспечивая развитие
детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях, с учётом
используемых вариативных примерных основных образовательных программ
и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания:
социально-коммуникативное развитие познавательное развитие, речевое
развитие, художественно-эстетическое развитие и физическое развитие.
Вариативная часть Программы включает различные направления,
учитывает образовательные потребности, учитывает интересы
воспитанников, родителей и педагогов:
1. Содержание деятельности педагога-психолога.
Основной целью психолога, работающего в детском саду, является
обеспечение психологического здоровья детей, в основе которого лежит
полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах детства.
2. Описание регионального компонента. Образовательный процесс
в дошкольном учреждении имеет свои специфические особенности,
связанные с отличительными особенностями развития Санкт-Петербурга.
В содержательном разделе Программы представлены:
− особенности образовательной деятельности разных видов и культурных
практик;
− способы и направления поддержки детской инициативы;
− предметно-пространственная развивающая образовательная среда;
− характер взаимодействия со взрослыми;
− характер взаимодействия с другими детьми;
− система отношений ребёнка к миру, другим людям, самому себе;
− особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями
воспитанников.
Организационный раздел в соответствии с ФГОС ДО содержит описание
материально-технического обеспечения Программы, обеспеченности
методическими материалами и средствами обучения и воспитания, а также
особенности традиционных событий, праздников, мероприятий; особенности
организации развивающей предметно-пространственной среды, особенности
взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
Цель взаимодействия педагогического коллектива ДОУ с семьёй
заключается в обеспечении разносторонней поддержки воспитательного
потенциала семьи, помощи родителям в осознании самоценности
дошкольного периода детства как базиса для всей последующей жизни
человека. Взаимодействие с родителями (законными представителями)
по вопросам образования ребёнка происходит через непосредственное
вовлечение их в образовательную деятельность.
Эффективное взаимодействие педагогического коллектива ДОУ и семьи
возможно только при соблюдении комплекса психолого-педагогических
условий:
− поддержка эмоциональных сил ребёнка в процессе его взаимодействия
с семьёй, осознание ценности семьи как «эмоционального тыла» для
ребёнка;
− учёт в содержании общения с родителями разнородного характера
социокультурных потребностей и интересов;
− нацеленность содержания общения с родителями на укрепление детскородительских отношений;
− сочетание комплекса форм сотрудничества с методами активизации
и развития педагогической рефлексии родителей;
− практическая направленность психолого-педагогических технологий
сотрудничества с семьями на овладение родителями разными видами
контакта и общения с ребёнком (вербального, невербального, игрового).
Направления взаимодействия и формы сотрудничества с родителями:
Изучение семьи
− Беседы (администрация, педагоги, специалисты)
− Наблюдение
− Анкетирование с использованием традиционных форм и Googl форм,
размещенных на официальном сайте ДОУ
Работа с неблагополучными семьями
− Анкетирование семей для выявления детей, находящихся в социально
опасном положении (сентябрь)
− Составление индивидуального маршрута помощи каждому ребенку
− Консультирование специалистами ДОУ (педагог-психолог, учительлогопед, врач и т.д.)
− Направление на ТПМПК, на консультацию на ЦПМСС.
Информирование родителей
Родительские собрания
− Личные беседы
− Передача информации по электронной почте и телефону
− Наглядная информация
Консультирование родителей
Совместная деятельность детского сада и семьи
− Участие родителей в образовательных проектах
− Совместные праздники и досуги
− Выставки, конкурсы
Цель: позитивная социализация и всестороннее развитие ребенка
раннего и дошкольного возраста в адекватных его возрасту детских видах
деятельности с учетом возрастных, индивидуальных психологических
и физиологических особенностей.
Задачи реализации Программы:
− охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том
числе их эмоционального благополучия;
− обеспечение равных возможностей полноценного развития каждого
ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания,
пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических
особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
− обеспечение преемственности основных образовательных программ
дошкольного и начального общего образования;
− создание благоприятных условий развития детей в соответствии
с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями
развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка
как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми
и миром;
− объединение обучения и воспитания в целостный образовательный
процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей
и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека,
семьи, общества;
− формирование общей культуры личности воспитанников, развитие
их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных,
физических качеств, инициативности, самостоятельности
и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной
деятельности;
− обеспечение вариативности и разнообразия содержания образовательных
программ и организационных форм уровня дошкольного образования,
возможности формирования образовательных программ различной
направленности с учётом образовательных потребностей и способностей
воспитанников;
− формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным,
индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям
детей;
− обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения
компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны
и укрепления здоровья детей;
− определение направлений для систематического межведомственного
взаимодействия, а также взаимодействия педагогических и общественных
объединений (в том числе сетевого).
В соответствии с возрастными особенностями детей раннего возраста,
в Программе ставятся следующие педагогические задачи:
− Развитие познавательных способностей, которое в раннем возрасте
реализуется в предметной деятельности детей;
− Социально-коммуникативное развитие, которое применительно к раннему
возрасту предполагает развитие общения со взрослыми и сверстниками,
освоение культурных норм поведения;
− Речевое развитие, которое в раннем возрасте реализуется в общении
со взрослым;
− Формирование игровой деятельности детей, обеспечивающее
преемственность раннего и дошкольного возраста и полноценное
становление ведущей деятельности дошкольников;
− Художественно-эстетическое развитие, направленное на приобщение
детей к изобразительной, театрализованной деятельности, музыкальное
развитие;
− Физическое развитие в ходе освоения детьми основных видов
двигательной активности, формирование навыков здорового образа жизни
Дошкольный возраст
Социально-коммуникативное развитие:
− развития положительного отношения ребенка к себе
и другим людям;
− развития коммуникативной и социальной компетентности, в том числе
информационно-социальной компетентности;
− развития игровой деятельности;
− развития компетентности в виртуальном поиске.
Познавательное развитие
− развития любознательности, познавательной активности, познавательных
способностей детей;
− развития представлений в разных сферах знаний об окружающей
действительности, в том числе о виртуальной среде, о возможностях
и рисках Интернета.
Речевое развитие
− формирования основы речевой и языковой культуры,
совершенствования разных сторон речи ребенка;
− приобщения детей к культуре чтения художественной литературы.
Художественно-эстетическое развитие
− развития у детей интереса к эстетической стороне действительности,
ознакомления с разными видами и жанрами искусства (словесного,
музыкального, изобразительного), в том числе народного творчества;
− развития способности к восприятию музыки, художественной
литературы, фольклора;
− приобщения к разным видам художественно-эстетической
деятельности, развития потребности в творческом самовыражении,
инициативности и самостоятельности в воплощении художественного
замысла.
Физическое развитие
− становления у детей ценностей здорового образа жизни;
− развития представлений о своем теле и своих физических возможностях;
− приобретения двигательного опыта и совершенствования двигательной
активности;
− формирования начальных представлений о некоторых видах спорта,
овладения подвижными играми с правилами.
Вариативная часть Программы направлена на решение следующих
задач
− Формировать у детей практические навыки поведения в различных
ситуациях городского движения и соответствующую модель поведения.
− Активизировать внимание родительской общественности к решению
задач по обучению детей правилам дорожного движения.
− Создать благоприятные условия для формирования нравственно-духовной
культуры детей.
Образовательная программа дошкольного образования учреждения
решает также задачи развития ребенка в соответствии с образовательными
областями.
Программа основывается на положениях фундаментальных
исследований отечественной научной психолого-педагогической
и физиологической школы о закономерностях развития ребёнка дошкольного
возраста, научных исследований, практических разработок и методических
рекомендаций, содержащихся в трудах ведущих специалистов в области
современного дошкольного образования, иных нормативных правовых актов,
регулирующих деятельность системы дошкольного образования и базируется
на следующих принципах:
− принцип развивающего образования ориентирует педагогов на построение
образования в зоне ближайшего развития ребенка;
− принцип научной обоснованности и практической применимости;
− принцип интеграции содержания дошкольного образования
в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей,
спецификой и возможностями образовательных областей. Принцип
реализуется через интеграцию содержания дошкольного образовательных
областей, специфических видов детской деятельности образования
интеграцию качеств личности.
− направлена на охрану и укрепление здоровья воспитанников,
их всестороннее (физическое, социально-коммуникативное,
познавательное, речевое, художественно-эстетическое) развитие;
− основывается на комплексно-тематическом принципе построения
образовательного процесса, принципах целостности и интеграции
дошкольного образования;
− обеспечивает осуществление образовательного процесса в двух основных
организационных моделях, включающих: совместную деятельность
взрослого и детей, самостоятельную деятельность детей;
− предусматривает внедрение адекватной возрастным возможностям
учебной модели при осуществлении образовательного процесса с детьми
от 6 до 7 лет;
− учитывает гендерную специфику развития детей дошкольного возраста;
− обеспечивает преемственность с примерными основными
общеобразовательными программами начального общего образования,
− направлена на взаимодействие с семьёй в целях осуществления
полноценного развития ребёнка, создания равных условий образования
детей дошкольного возраста независимо от материального достатка семьи,
места проживания, языковой и культурной среды, этнической
принадлежности.
В Программе отражены: развивающая функция дошкольного
образования, становление личности ребенка, что соответствует современным
научным концепциям дошкольного воспитания, о признании самоценности
дошкольного детства.
В материалах программы комплексно представлены образовательные
области, обеспечивающие развитие личности, способностей, мотивацию
детей.